Лист з 1945 року

Василь Дмитрович Шаповалов два роки не бачив свою родину. Можна лише уявити, які життєві перипетії занесли його в табори Хабаровського Краю в 1943 році. І чи, врешті, побачився він зі своєю дружиною Тонею Лаптєвою та синами Борисом і Юрієм. Позаяк, до нас дійшов лише лист з 1945 р. від його сина та дружини. Лист продається на одному з інтернет-аукціонів…

«Хабаровський Край, г. Комсомольск-на-Амуре. Восток. Лагерь Стр-во 500 3-е отд. 307 колона.

Шаповалов Василий Дмитриевич

9 листопада 1945 р.

Здравствуй дорогой папа!!!

Мы получили от тебя письмо за которое очень благодарим. Живем мы с мамой здесь хорошо. У нас в школе был утренник и нас распустили на 3 дня, а сегодня уже ходил в школу. Я учусь хорошо, учительница меня хвалит, и Юра тоже учится на 4 и 5. Мы ходили на парад Юра, я и мама. Папочка, напиши как ты живешь и как твое здоровье, мое здоровье ничего. У меня 35 пятерок и 22 четверки и одна 3-ка. Ну пока до свидания. Целую крепко-крепко. С приветом Боря. Привет от всех тебе. 

Добрый день мой милый и дорогой Василек!

Получила письмо от тебя 16/VIII.45 г. Все письма видно от тебя доходят нам. Но интересно получишь ли ты еще от нас кроме того, что ты писал, что от меня получил от 27/V.45 г, а бессчетное количество тебе уже посланы письма. Завтра ровно 2 года как тебя нет. И хочется много, много кое-чего написать, но охота отпадает при одной мысли, что все равно ты их не получишь. Борюнчик тебе написал еще 9-го, а я только сегодня дописываю. Сейчас я одна хозяйничаю, т. Настечка в Кр. Луче (м. Хрустальний – перейменовано в 2014 р. – авт.) ныне работает на заводе. Ал. Ив. в Германии, скоро должен приехать, и разрешиться вопрос куда они уедут. А я, конечно, в Кр. Луч. И рада отчасти, что буду я вместе теперь жить с детьми, т. к. за Аней очень скучаю, но представляю какие мне там условия жизни ждут т. к. родные мои плохо живут (строятся) и нет там такого врача как здесь, который взялся меня излечить. Сейчас я в половину чувствую себя лучше, поправилась, не смотря на то, что много приходится крутиться с хозяйтсвом (корова, куры и вся домашняя работа, кроме большой стирки все на мне лежит. Но кушаем хорошо, вот хорошо себя и чувствую. С сердцем правда у меня неважно стало, волноваться никак нельзя, а волноваться и переживать приходится часто. Сердце у меня такое, что умирать, наверное, от него придется, а не от той болезни, от какой я боялась. У Бори тоже сердце неважное, а так вообще чувствует себя лучше. Учительница говорит: "Это гордость моего класса". Разговор лучше, но еще есть. От мамы твоей получила письмо, где пишет что Виктор с семьей у нее. И Вася приехал в отпуск с женой и детьми у нее, а мне никто из них не написал письма. Ну ничего, может и мне когда-нибудь счастье улыбнется, а пока, Васечка, до свидания! Пиши сюда до востребования. Может еще до весны будем здесь. Привет от Нины, Юры. Пока всего хорошего. Оставайся счастлив. Прости, что может кое-что лишнее не приятное написала и сама разволновалась, что ждала письма тяжело и долго. С приветом, целую крепко. 

Тоня 15/XI.45 г.»









Коментарі