Раскрыта тайна Пушкинской «Мадонны»?

П.Ф.Соколов. "Портрет Пушкина". 1836 г.
«Казалось бы, сделать какое-либо открытие, касающееся великого русского поэта А. С. Пушкина, уже невозможно: ведь вся его жизнь исследована пушкинистами не по дням, а буквально по минутам! Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что новые открытия находятся буквально у нас под ногами. Нужно просто быть внимательным и, естественно, досконально знать творчество великого поэта. Другими словами, даже в эпоху Интернета нужно не лениться брать в руки книги.

Пушкинский сонет, известный нам со школьной скамьи

Люди старшего поколения, воспитанные на прекрасных творениях российской поэзии, некогда составлявшей школьный курс «Русской литературы», наверняка помнят замечательный сонет А. С. Пушкина «Мадона» (по нормам современного русского языка - «Мадонна»). Написанный в далеком 1830 г., этот сонет был посвящен будущей жене поэта - Наталье Гончаровой, с которой А. С. Пушкин обвенчался в том же году:

МАДОНА

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830

Несмотря на кажущуюся простоту истории создания этого замечательного произведения, на протяжении почти двух столетий оно таило в себе определенную загадку. Разгадал ее наш земляк-черниговец, в прошлом первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины и член Президиума Верховного Совета СССР, а ныне руководитель Центра украинских исследований Института Европы Российской академии наук, кандидат исторических наук Виктор Мироненко. Он предложил совершенно новую и неожиданную версию создания известного пушкинского сонета. По словам В, Мироненко, поводом к написанию сонета, или одним из элементов, могущим подтолкнуть поэта к этому, была знаменитая чудотворная икона Елецкой Богоматери с Младенцем, находящаяся в Чернигове. Идея родилась в 90-е годы прошлого века, когда В. Мироненко вместе с академиком Д. С. Лихачевым работали над созданием Пушкинского фонда: «Вопросы у меня вызвали строки А. С. Пушкина «под пальмою Сиона», т.е. явно поэт пишет о какой-то православной иконе, хотя почему-то возникает какое-то дерево, пальма. И тут мне вспомнилось, что в Черниговском храме Елецкого монастыря есть икона, очень популярная в Русской Православной Церкви. Меня заинтересовало: есть ли действительно какая-то связь между этой уникальной иконой и А. С. Пушкиным?»

Искать ответы пришлось в Чернигове

Для подтверждения или опровержения собственной теории её автору пришлось ехать на родину - в родной Чернигов. «Я помнил эту икону, - говорит В. Мироненко, - и, приехав в очередной раз в Чернигов, я посетил обитель и обратил внимание, что елка (или сосна) там страшно похожа на пальму. Она даже больше похожа на пальму, чем на сосну. И потом, занимаясь исследованием жизни А. С. Пушкина, я узнал о том, что стихотворение это было им написано в 1830 г., когда Наталья Николаевна, которую он страстно любил, наконец-то после долгих его уговоров дала ему согласие стать его женой. И на радостях он пишет это стихотворение. Но дело в том, что пишет он его в 1830 г., а в 1829-м Пушкин ехал из Санкт-Петербурга в Москву, а потом из Москвы на Кавказ. И проезжал он через Чернигов, и кто-то из его современников вспоминал, что в черниговской губернской гостинице он встретил Пушкина как-то за завтраком. И Александр Сергеевич ему рассказал, что он был в Чернигове 2-3 дня. И из этого я сделал естественный вывод о том, что Пушкин, как человек, интересующийся историей, непременно, побывал в местных святынях».
Версия историка косвенно подтверждается тем, что губернский Чернигов середины XIX в. был не настолько богат развлечениями, чтобы такая столичная знаменитость, как А. С. Пушкин мог найти себе занятие в течение нескольких дней. Поэтому, делает вывод, Мироненко, «А. С. Пушкин, конечно, был и в Елецком монастыре, и в Спасо-Преображенском соборе, и мог видеть икону. И времени прошло немного, всего каких-то полтора года, после встречи с этой иконой и написанием этого стихотворения. Поэтому я для себя, во всяком случае, почти со стопроцентной уверенностью делаю вывод, что это выдающееся, самое известное стихотворение о любви, написанное Пушкиным, было навеяно - или отчасти какие-то его мотивы были навеяны - нашей святыней, Черниговской святыней - иконой Елецкой Богоматери - очень известной, которую все мы и гости города можем видеть».

Икона Елецкой Богоматери

Дабы удостовериться в том, что версия историка вполне заслуживает доверия, достаточно внимательно посмотреть на икону. Дерево, изображенное на ней, действительно больше напоминает «пальму Сиона», чем черниговскую ель или реликтовую сосну, до сих пор произрастающие на Сиверщине.
Сама чудотворная икона Елецкой Богоматери известна в Чернигове с XI в. Предания сообщают, что она чудесным образом явилась князю Святославу Ярославичу в 1060 г. во время охоты. Там, где на ели явилась икона, и был основан Елецкий мужской монастырь. Монголо-татарские орды в 1239 г. разорили обитель, после чего судьба иконы долгие годы была неизвестна. Со временем Елецкий монастырь отстроили. Архимандрит Иоанникий Галятовский в книге
«Скарбница» описал историю, согласно которой в XVI в. образ был передан в Москву, а в 1687 г. икона попала в Успенский собор г. Харькова, и, к со-жалению, была утеряна в начале XX в. Известно много списков (копий) этой иконы. Один из них в 1676 г. братья Никита и Матвей Козелы привезли из российского города Владимира. Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил икону и подарил Елецкой обители. Образ Елецкой Богородицы находился в обители до ее закрытия. В 1930 году икона попала в Черниговский областной исторический музей, во время бомбардировки города гитлеровской авиацией её чудом спасла от огня какая-то женщина. А 1 апреля 1999 года икона была передана Елецкому монастырю.
Композиция Елецкой иконы - это практически иконография самой истории явления образа во времена Киевской Руси. Одновременно это и вполне реалистическое изображение черниговской крепости XVII в. В верхней части иконы, в прямоугольной резной раме изображена икона Богоматери с младенцем. Икону поддерживают ветви ели, изображенной достаточно условно. Ствол ели разделяет нижнюю часть композиции пополам. Справа - Успенский собор (XII в.) Елецкого монастыря, слева - черниговская крепость XVII в. с восстановленным Спасским собором. Вдали видна река Десна, что тоже не случайно: река в представлении многих народов является символом жизни. Список чудотворной иконы Елецкой Богоматери взял с собой в Сибирь, куда получил назначение, архиепископ Иоанн Максимович. Вскоре она стала известна как икона Тобольской Богоматери.
Удивительная по содержанию икона не могла быть незамеченной великим русским поэтом. И если во время остановки в Чернигове А. С. Пушкин действительно побывал в Елецкой обители, то вполне мог создать произведение под впечатлением от увиденного здесь. К слову сказать, историк В. Мироненко относится к собственной версии создания пушкинской «Мадонны» достаточно философски, однако уверен в её истинности: «Как видите, иногда открытия нас ждут на каждом шагу, если только постараться увидеть то, что у тебя под ногами». А для того, чтобы увидеть это, нужно всего лишь любить собственный край и досконально знать его историю!

Успенский собор выгравирован на монете

Несколько дней назад Елецкий монастырь, где и находится знаменитая икона, стал объектом внимания журналистов, историков и банковских служащих. Национальный банк Украины вместе с Национальным заповедником «Чернигов стародавний» презентовали в стенах православной обители юбилейную монету номиналом в 10 гривен с изображением Успенского собора. Первыми собственниками монеты стали заповедник и Елецкий монастырь, на территории которого и находится Успенский собор. Руководитель управления НБУ в Черниговской области Леонид Волошок торжественно вручил монеты генеральному директору Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний» Андрею Курданову и игуменье Елецкого монастыря матушке Нектарии (Трейтяк). Л. Волошок отметил, что Нацбанк начал выпуск целой серии юбилейных монет, посвященных православным храмам и святыням Украины. С 2002 года из-под печатного станка вышло около десятка монет с изображением храмов. Теперь порадует нумизматов и ценителей прекрасного и знаменитый черниговский собор, построенный 800 лет назад. Причём монеты вышли двух видов - серебряные - стоимостью 600 гривен, и изготовленные из нейзильбера - стоимостью 20 гривен. Выпуск юбилейных монет стал прекрасным подарком для коллекционеров и туристов, интересующихся историей Чернигова. Тираж серебряных монет небольшой - 7000 штук, так что они непременно станут раритетом.
Во время презентации юбилейной монеты её участники смогли больше узнать и об истории монастыря. Экскурсию в прошлое провела старший научный сотрудник заповедника Елена Ванжула. Она отметила, что памятник архитектуры, выгравированный на монете, уникален и является одним из лучших творений черниговской строительной школы, более двухсот лет формировавшейся на территории Чернигово-Сиверщины. Наши мастера возводили настолько уникальные храмы, что их приглашали в Рязанское и Смоленское княжества, и даже в столицу Руси - Киев.
Теперь, благодаря коллекционной монете, Успенский собор станет более известным среди ценителей прекрасного. А вместе с ним и икона Елецкой Богоматери, которая, не исключено, и побудила А. С. Пушкина написать свой знаменитый сонет «Мадона».

Справка «Главной Черниговской газеты»:

Мироненко Виктор Иванович Родился 7 июня 1953 года в г. Чернигове. В1974 году окончил исторический факультет Черниговского педагогического института, в 2000 году - аспирантуру, в 2003-м - докторантуру Московской социально-гуманитарной академии. Кандидат исторических наук.
В 1983 -1986 гг. - первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины, член ЦК Компартии Украины, член Президиума Верховного Совета Украинской ССР.
В 1986 - 1990 гг. - первый секретарь ЦК ВЛКСМ, член ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР. В1988 -1991 гг. - народный депутат СССР, секретарь Комитета по международным делам Верховного Совета СССР. В1991 - 2002 гг. - научно-исследовательская и экспертно-консультационная деятельность. С 2001 по 2004 г. - секретарь-координатор Социал-демократической партии России. Принимал участие в создании политического объединения «Гражданский Союз», «Фонда 200-летия А. С. Пушкин»» (ныне Международный Пушкинский фонд «Классика»), Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира», Российской объединенной социал-демократической партии и Социал-демократической партии России.
С 2009 г. - руководитель Центра украинских исследований РАН «Институт Европы».

Владимир Николаенко, «Любимая черниговская газета», №24 (054), от 06.08.12, http://www.gorod.cn.ua/news_37919.html

Коментарі