Вход в Кабаре Вольтер. Фото wikipedia |
Предположим, однажды Вы решили прогуляться вечерним Цюрихом, но проголодались. Душа пожелала впечатлений, а желудок пищи. В этом случае, безусловно, одном из лучших мест в городе, где можно не только отдохнуть душой и набраться новых ярких впечатлений, но и неплохо перекусить, является легендарный ресторанчик «Кабаре «Вольтер», что на Шпигельгассе, 1. Это культовый кабак, в своем роде Мекка для поклонников как классического, так и современного авангардиского искусства.
История «Кабаре «Вольтер» имеет точную дату своего отсчета. Она началась 5 февраля 1916 года в небольшой пивной, принадлежавшей голландскому моряку Яну Эфраиму. В тот день прошел первый вечер дада и началась история дадаизма. Именно здесь был придуман девиз авангарда - «Скандал очищает воздух» и именно здесь 14 июля 1916 года немецкий поэт Гуго Балль провозгласил первый манифест дадаистского движения. «Кабаре «Вольтер» было создано им вместе с женой, пианисткой и танцовщицей Эмми Хеннингс и группой единомышленников (румыны Тристан Тцара и Марсель Янко, франко-немец Жан Ханс Арп, немец Хуго Балль, француз Жан Кокто, испанец Хуан Миро и многие другие). Помимо концертных представлений в «Кабаре «Вольтер» были организованы постоянные экспозиции Пикассо, Модильяни, Кандинского, футуристов Маринетти, Буцци и Канджулло.
Говорят, завсегдатаем «Кабаре «Вольтер» был и Владимир Ленин, проживавший в годы своей эмиграции поблизости - на Шпигельгассе в доме № 12. Здесь его нередко видели в компании с Зиновьевым и Радеком. Ильич неспешно попивал пивко, заедая его швейцарскими сосисками. Не известно какое влияние на мировоззрение вождя мировой революции оказали дадаисты, но в произведениях последних фигура Ильича встречается неоднократно…
Так появился дадаизм - модернистское течения в искусстве, главной идеей которого было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетической привлекательности, отрицание устоявшихся канонов и стандартов в искусстве, цинизм, нигилизм, разочарованность и бессистемность. Влияние дадаизма на развитие мировой культуры и искусства трудно недооценить. С одной стороны, он способствовал развитию абстракционизма, с которым многие дадаисты впоследствии слились, с другой - послужил почвой для возникновения в искусстве сюрреализма.
Появление дадаизма связывают с резкой реакцией молодой творческой поросли на снобизм, консервативность и закрытость художественного истеблишмента, которые особо проявились в период I-й мировой войны. Типичное произведение дадаизма - «ready-made» - тривиальная вещь, взятая из окружающего быта и выставленная как предмет искусства.
Следует несколько слов сказать и о происхождении самого понятия «дадаизм». Единой точки зрения на этимологию этого термина не существует. В своем творческом манифесте один из отцов дадаизма Тристан Тцара попытался объяснить его происхождение от индийского слова «дада». В переводе оно обозначает хвост священной коровы. Как бы там ни было, но, по мнению многих искусствоведов, именно хвост коровы является наиболее удачным сравнением для всего того совершенно бессмысленного и нелепого и вместе с тем замечательного, что было создано дадаистами.
Сегодняшний «Кабаре «Вольтер» продолжает оставаться местом, где можно встречаться, дискутировать, спорить, декламировать стихи или просто выпить бокал хорошего швейцарского вина. В культурной же программе ресторанчика - как и всегда – художественные выставки и инсталляции, а также другие проекты современных авторов продолжающих развивать дадаистские идеи.
История «Кабаре «Вольтер» имеет точную дату своего отсчета. Она началась 5 февраля 1916 года в небольшой пивной, принадлежавшей голландскому моряку Яну Эфраиму. В тот день прошел первый вечер дада и началась история дадаизма. Именно здесь был придуман девиз авангарда - «Скандал очищает воздух» и именно здесь 14 июля 1916 года немецкий поэт Гуго Балль провозгласил первый манифест дадаистского движения. «Кабаре «Вольтер» было создано им вместе с женой, пианисткой и танцовщицей Эмми Хеннингс и группой единомышленников (румыны Тристан Тцара и Марсель Янко, франко-немец Жан Ханс Арп, немец Хуго Балль, француз Жан Кокто, испанец Хуан Миро и многие другие). Помимо концертных представлений в «Кабаре «Вольтер» были организованы постоянные экспозиции Пикассо, Модильяни, Кандинского, футуристов Маринетти, Буцци и Канджулло.
Говорят, завсегдатаем «Кабаре «Вольтер» был и Владимир Ленин, проживавший в годы своей эмиграции поблизости - на Шпигельгассе в доме № 12. Здесь его нередко видели в компании с Зиновьевым и Радеком. Ильич неспешно попивал пивко, заедая его швейцарскими сосисками. Не известно какое влияние на мировоззрение вождя мировой революции оказали дадаисты, но в произведениях последних фигура Ильича встречается неоднократно…
Так появился дадаизм - модернистское течения в искусстве, главной идеей которого было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетической привлекательности, отрицание устоявшихся канонов и стандартов в искусстве, цинизм, нигилизм, разочарованность и бессистемность. Влияние дадаизма на развитие мировой культуры и искусства трудно недооценить. С одной стороны, он способствовал развитию абстракционизма, с которым многие дадаисты впоследствии слились, с другой - послужил почвой для возникновения в искусстве сюрреализма.
Появление дадаизма связывают с резкой реакцией молодой творческой поросли на снобизм, консервативность и закрытость художественного истеблишмента, которые особо проявились в период I-й мировой войны. Типичное произведение дадаизма - «ready-made» - тривиальная вещь, взятая из окружающего быта и выставленная как предмет искусства.
Следует несколько слов сказать и о происхождении самого понятия «дадаизм». Единой точки зрения на этимологию этого термина не существует. В своем творческом манифесте один из отцов дадаизма Тристан Тцара попытался объяснить его происхождение от индийского слова «дада». В переводе оно обозначает хвост священной коровы. Как бы там ни было, но, по мнению многих искусствоведов, именно хвост коровы является наиболее удачным сравнением для всего того совершенно бессмысленного и нелепого и вместе с тем замечательного, что было создано дадаистами.
Сегодняшний «Кабаре «Вольтер» продолжает оставаться местом, где можно встречаться, дискутировать, спорить, декламировать стихи или просто выпить бокал хорошего швейцарского вина. В культурной же программе ресторанчика - как и всегда – художественные выставки и инсталляции, а также другие проекты современных авторов продолжающих развивать дадаистские идеи.
Олександр Соломаха
Коментарі
Дописати коментар