Иван Сирко - украинский Нострадамус?


Капуловским потомкам казаков больше по душе героический образ старого бюста, «списанный» скульптором со знаменитой репинской картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (теперь перенесен к местной школе)...

«Жемчужина Капуловки»
- Вот вы в прошлый свой приезд весь день сдуру за монетами ныряли, - упрекает корреспондентов «КП» капуловский краевед Леонид БУРДА, намекая на описанные нами в номере от 21 июля 2008 года бесплодные попытки отыскать казацкий клад у берегов Каховского водохранилища. - А лучше бы сходили к Владимиру Ивановичу Соломахе!

- Чем же он так уникален?

- Фильм «Жемчужина Нила» смотрели? Тут та же история - этот человек и есть настоящий клад, живая реликвия!


Владимир Соломаха хранит в своей памяти семейные предания, напрочь опровергающие мнение официальной истории об Иване Сирко.


Далекий пращур «жемчужины Капуловки» - Михайло Соломаха - в начале 70-х годов XVII века был джурой* у самого легендарного атамана Ивана Сирко! Правда, на Сечи юного Михайла называли Нелипой. Вернее, Неклипой: хлопец невозмутимо, не моргая, мог смотреть, что бы перед ним ни вытворяли - хлопали в ладоши, размахивали саблей и т. п. Но позже, когда джура уже сам стал казаком и вносил в сечевой реестр имя, свое и сына, писарь пропустил букву «к». И чтобы не переделывать заново весь громаднейший список, упросил Михайла оставить себе и отпрыску фамилию Нелипа…

На надгробном камне со старой могилы атамана до сих пор видны следы от пуль, выпущенные земляком-полицаем в 1943 году.
С тех пор в этой семье из поколения в поколение передаются сказания о непобедимом кошевом атамане Иване Сирко. Правда, жаль, что устно. Историки же записывать уникальные воспоминания Владимира Ивановича почему-то не спешат… А ведь есть что! Устные предания рода Соломах о некоторых важнейших событиях истории запорожского казачества опровергают их описание и трактовку академической наукой.

Официальная история врет?

Вместо рабочего стола у Владимира Соломахи - «рабочая» кровать, вся обложенная книгами по истории и краеведению. Покидает он ее редко: вот уже пять лет из-за проблем с позвоночником не может ходить. Но ради интервью, сцепив зубы, потомок запорожских рыцарей таки встал.

- Вы же, наверное, учили в университете историю Сечи по Яворницкому? - спрашивает Владимир Иванович. - А ведь наш уважаемый академик, описывая, например, знаменитый бой в Сечи на Рождество 1675 года, вслед за летописцем Самуилом Величко рассказал много неправды!

- Наверное, преувеличили потери неприятеля: там полегло не 15 тысяч янычар, а меньше?

- Нет, потери турков действительно были именно такими. Да еще прибавьте сюда до 20 тысяч татар, кинувшихся в Сечь на подмогу янычарам по днепровскому льду, в котором казаки загодя приготовили полыньи-ловушки… Нет, ошибка в другом: сегодня во всех учебниках написано, что запорожцы обнаружили строящихся в боевые порядки турок случайно. Якобы какой-то заядлый картежник Шевчик увидал их, нечаянно выглянув средь ночи из куреня в окошко. На самом же деле это все лишь романтическая легенда!


...а от строго научной точности нынешнего бюста на могиле Сирко они не в восторге.

Владимир Соломаха утверждает, что Сирко знал о «визите» султана в Сечь и ждал его во всеоружии. Вернее, даже так: он попросту заманил турка к себе «в логово», где с ним и расправился!

- У Сирко была одна из лучших на то время контрразведок! - горячо восклицает «жемчужина Капуловки». - Иван Дмитриевич имел множество знакомых купцов, которые путешествовали в Стамбул, в Крым и в другие края. А уж получить за деньги любой разведывательный материал можно было во все времена!

Из рассказа Владимира Ивановича получается, что наивными в той операции 1675 года можно назвать скорее турецко-татарских предводителей, а не «беспечно уснувших» запорожцев. Представьте, янычар не удивило, как легко они захватили на башнях казацкие пушки, подле которых не было ни одного (!) часового (позже окажется еще, что орудия были испорчены). Не насторожило турок и то, что за четыре с лишним часа, покуда 15 тысяч воинов входили и строились в боевые порядки на сечевом майдане, ни один (!) казак не вышел из куреня (в туалет или еще по какой-то надобности). Также не показалось янычарам подозрительным, что на Сечи в те напряженные часы не залаяла ни одна сторожевая собака!

Украинка Марфа - предшественница Ванги

Кроме того, Владимир Иванович пересказывает слова своего отца (а тому их передал дед, прадед и т. д.): «О нападении басурман в Рождество Ивана Сирко предупреждала и его знакомая - слепая ясновидица Марфа». Эта украинская Сивилла жила неподалеку от Сечи на существующих и поныне Перевозских хуторах (переправа через реку Базавлук).

- Именно Марфа в свое время и научила атамана гипнозу, а также умению предсказывать будущее, - уверен Владимир Иванович. - А что, были же Мишель Нострадамус, Вольф Мессинг… Почему такими же способностями не мог обладать Сирко? Неспроста же он не знал ни единого поражения!

Обычно на Покров (14 октября) после службы в сечевой церкви Сирко ехал к Марфе, вез гостинцы - мед со своей пасеки, ткани и т. п. А она ему ведала: выходила под звездное небо, «всматривалась» в него своими незрячими глазами и начинала рассказывать, что ожидает атамана, Запорожье, всю Украину…

В роду Соломах утверждают: именно Марфа первой (за полгода до нападения!) предупредила Сирко о надвигающейся угрозе. Атаман же, понимая, что отменить приход «гостей» не в его силах, решил дать бой прямо в Сечи, где превосходящий числом неприятель будет лишен маневра. Что и было блестяще сделано!

…Кроме длинного рассказа о том, как «урус шайтан» хитроумно разгромил турка в «своем гнезде», Владимир Иванович еще пару часов кряду рассказывал нам в мельчайших подробностях о последнем сражении атамана Сирко - 56-м по счету, не описанном ни в одном письменном источнике. Эту последнюю победу Иван Дмитриевич спланировал и одержал за пару дней до своей кончины в 1680 году…

Как Сирко спас Москву от Наполеона

Семейное предание Соломах гласит, что в последние годы жизни Иван Сирко предсказал для России «нашествие неприятеля, который через сто лет дойдет до Москвы». И еще добавил Сирко: «Возьмете тогда мою правую руку, трижды обнесете ее вокруг Москвы - и побежит враг».

- И, как вы помните, 14 сентября 1812 года (то есть почти через полтора столетия) Москва действительно была захвачена войсками Наполена, - напоминает Владимир Иванович.

По прихоти истории завещание Сирко относительно судьбы Москвы довелось исполнять Михайлу Нелипе (внуку того Нелипы, что был джурой у Сирко). В свое время тот «Нелипа № 3» был на Сечи командиром пластунов, то есть боевых разведчиков. И в 70-е годы XVIII века в одном из боев русско-турецкой войны - на Перевальном - он спас от неминуемого турецкого плена раненного в голову молодого полковника Кутузова. После чего Михаил Кутузов и Михайло Нелипа стали побратимами, и украинец рассказал россиянину о пророчестве Сирко. Кутузов, естественно, тогда лишь посмеялся…

Снова встретились они после Бородинского сражения (немолодой уже Нелипа воевал в полку черноморских казаков). Михаил Илларионович пригласил побратима к себе в шатер. Главнокомандующий раскрыл свои планы: для сохранения войск он решил отступить, а позже - 15 октября - дать Наполеону еще один генеральный бой. Перед тем главнокомандующий российскими войсками надумал провести вокруг Москвы крестный ход. Михайло напомнил Кутузову о словах Сирко.

- Да, я думал об этом! - признался тот. - Значит, так: раз надо правую руку его - вези!

Кутузов поставил казаков с привезенной реликвией в процессию - сразу за святой Богородицей. После крестного хода казаки за ночь на конях трижды объехали с драгоценным футляром вокруг Белокаменной.

- И через день резко поменялась погода! Подули северные ветры, пошел снег с дождем. Потом ударили морозы, закрутилась вьюга. Дороги замело, замело и бедных французиков в рейтузиках! - рассказывая это, Владимир Иванович преображается на глазах. - И не выдержал Наполеон - стал отступать!

Кстати, есть мнение, что поджечь мосты в Москве при отступлении надоумил Кутузова именно опытный пластун Михайло Нелипа. Якобы обнос руки Сирко вокруг Москвы - это было лишь прикрытие: на самом же деле казаки Нелипы параллельно с мистической частью своего мероприятия выполнили и это, чисто диверсионное задание.


Краевед Леонид Бурда: - Во времена СССР в могиле череп Сирко подменили на голову скифа.

Кошевого хоронили 4 раза

- Останки Ивана Дмитриевича Сирко пережили четыре перезахоронения, - подключается к нашему разговору краевед Леонид Бурда. - В первый раз его похоронили на казацком кладбище возле Сечи. Но после неудачной попытки гетмана Ивана Мазепы добиться независимости Украины по велению царя Петра I Чертомлыцкая (Старая) Сечь, основанная в 1593 году, 25 мая 1709 года (по старому стилю) была уничтожена. А заодно российские солдаты полковника Яковлева разорили и сечевой погост. Валили арканами кресты, из свежих могил вытягивали покойников, рубили им головы или вешали.

Хотели, говорит Леонид Бурда, поиздеваться российские солдаты и над телом Ивана Сирко - от Яковлева был приказ вырыть его останки и сжечь. Да не успели - казаки сделали вылазку из осажденной Сечи и отбили почти уже выкопанный гроб…

Во второй раз похоронили Сирко в 30-х годах XVIII века в Капуловке. После смерти Петра I, в 1732 году, императрица Анна Иоанновна разрешила бежавшим казакам вернуться на Запорожье. Они выкупили у капуловского деда по фамилии Мазай кусок земли и похоронили Сирко уже там.

- Но недолог был покой атамана: в 1775 году россияне окончательно уничтожили Сечь, а вместе с ней и могилу Сирко, - рассказывает Леонид Федорович. - Причем и в этом случае был монарший приказ: тело атамана сжечь, а пепел зарядить в пушку и выстрелить! И тут прах Сирко капуловцы спасали уже хитростью: подпоили карателей и подменили прах Ивана на останки другого покойника… Настоящего же атамана перезахоронили в клуне одного из селян по фамилии Нелипа.

Третья могила простояла нетронутой до 1967 года - когда воды Каховского водохранилища, размывающего берега, подошли к ней вплотную. И прах Сирко решили перенести на новое, более высокое место. Разрывали курган почему-то тайно - при свете фар автомобиля и карманных фонариков. Извлеченные на свет Божий останки атамана переложили в простенький сосновый гроб и перезахоронили на нынешнем месте. Кстати, казаки называли этот курган Бабиной могилой - женщинам ближе нее нельзя было подходить к Сечи. Вот они и высматривали отсюда своих мужей или женихов…

- Однако коммунисты поступили не по-человечески, - продолжает Леонид Бурда. - Ведь положили Сирко в чужой курган - в могилу какого-то скифского царя.

Но самое страшное, что останки казацкого вождя упокоили тогда без черепа! Голову кошевого атамана отправили в Москву, чтобы знаменитый профессор Герасимов сделал скульптурный портрет Ивана Дмитриевича. Вместо головы Сирко археологи, проводившие перезахоронение, положили в новый гроб череп какого-то скифа-слуги, скелет которого нашли тут же, копая новую могилу на краю кургана.

- Череп атамана привезли из Москвы только в 1990 году, - говорит Бурда. - Но еще 10 лет после возвращения он пылился в сейфе Никопольского райсовета. И лишь 21 августа 2000 года голову Ивана Сирко присоединили к телу, переложив предварительно все кости в новый красивый дубовый гроб…

Атаман мстит осквернителям его могилы?

Когда Сирко умирал, просил передать всем: «Я драгоценностей с собой в могилу не беру! Хороните меня скромно. А тот, кто меня потревожит после смерти, тот и дня не проживет! Самое большее, может, год».

- И смотрите, в 1709 году, когда разрывали его москали, ударила молния, - начинает перечислять Владимир Соломаха все случаи мистического возмездия. - И убила сразу нескольких солдат! Остальные в страхе разбежались. Затем было несколько попыток в XIX веке раскопать могилу атамана - поживиться. Но каждый раз случались обвалы, и поутру в подкопах находили заживо погребенных. То же случилось и в 1935 году (я лично видел, как вытягивали одного бедолагу, засыпанного землей).

Еще случай. В 1943 году по соседству с могилой Сирко жил некий дед Левчук. Его 17-летний внук во время оккупации пошел служить в немецкую полицию. Выдали ему карабин. Он обрадовался и стал из него палить - тренироваться. Причем повесил мишень на могильном камне Сирко! Вдруг подбегает к хлопцу немец-комендант:

- А ты знаешь, куда стреляешь?!

- В камень…

- А кто под ним похоронен?! Это ж земляк твой! Герой здесь похоронен!

Парень в ответ лишь сопит.

- И как же ты смеешь осквернять могилы своих героев?! - сказал немец, вытянул из кобуры пистолет и застрелил юного полицая…

Очевидцы потом вспоминали: немец был сам не свой - будто бы его рукой водил Иван Сирко!

- И еще пример. Днепропетровский археолог Людмила Крылова раскапывала могилу Сирко в 1967 году. Она и ее помощники очень спешили - работали не лопатами, как положено, а бульдозером. И зацепили верх гроба, расколов череп Сирко так, что его потом пришлось склеивать в Москве ученице профессора Герасимова Лебединской. Эта Крылова выгоняла меня с раскопок - чтобы я не сфотографировал всего, что она натворила. Покрывала матюками крест-накрест атамана и вообще всех казаков, - вспоминает Соломаха. - «Это бандиты! Тыщу лет оно мне надо, чтоб я в этой грязи ковырялась… И Сирко - такой же бандит!» Через год, рассказывали, она заболела неведомой болезнью, да вскоре и померла…

СПРАВКА «КП»

Иван Дмитриевич СИРКО родился примерно в 1610 году в селе Мерефа на Слобожанщине (нынешняя Харьковская область). Его отец был казаком по фамилии Половец. О первых 35-40 годах жизни Ивана данных практически нет - есть лишь многочисленные легенды. Будто бы в 12 лет мальчишка в ночь на Ивана Купалу (с 6 на 7 июля) пропал из дому. Появился в родном селе лишь через три дня вместе с волчонком. С тех пор и называл себя Сирком - другом волков. Это же прозвище оставили за ним и на Сечи, куда он попал приблизительно в 13-14 лет.

Первое из достоверных свидетельств о его деятельности датировано 1634 годом: запорожцы во главе с полковником Сирко участвовали в Тридцатилетней войне (на стороне французов). Тогда две с половиной тысячи казаков за несколько дней овладели неприступной доселе испанской крепостью Дюнкерк.

Сечевики избирали его кошевым атаманом 12 раз (с 1659-го по 1680 год, то есть до самой смерти).

Умер 1 августа 1680 года (по старому стилю) на хуторе Грушевка возле Чертомлыцкой Сечи.
 
КСТАТИ
Среди потомков казака - известная актриса

У Ивана Сирко было двое сыновей и две дочери. Парни погибли в боях, а о судьбе девушек историкам ничего не известно. Зато сегодня всем хорошо знакома потомок родного брата Ивана Дмитриевича - известная украинская артистка Мария Капнист. Она снималась в фильмах «Бронзовая птица», «Дикая охота короля Стаха», «Олеся», «Руслан и Людмила». Она, потомственная графиня, родилась в 1915 году. В 1990-м, на празднование 500-летия казачества, приезжала на могилу своего славного предка.
 
ЗВОНОК ТЕЛЕВЕДУЩЕМУ

Корреспондент «КП» рассказал известному телеведущему и кавээнщику Максиму Нелипе историю происхождения рода Нелип на Запорожье и спросил, что об этом знает он.

- Да, в нашей семье существует легенда, что род наш берет начало еще с запорожских казаков. Правда, с того ли самого, что был джурой у Сирко, в ней не упоминается... Но, знаете, вы меня заинтересовали: завтра же спрошу у своего папы, что еще он об этом помнит. Может, и правда? - загорелся Максим.

* Джура - молодой оруженосец, ученик у старого, опытного воина-сечевика.
 
Павел ДИНЕЦ , Фото автора. — 19.01.2009

Коментарі