Великая Отечественная война была гражданской

Праздник 4 ноября. И вновь пройдут марши русских националистов. Националисты маршируют, потому что в России нет национальной идеи, убежден историк и философ Игорь Чубайс. Идеи же нет, потому что власти продолжают скрывать правду о важнейших событиях в истории страны. Особенно мифологизирована история Великой Отечественной войны. Игорь Чубайс утверждает, что та война шла не только между Гитлером и Сталиным, но и между двумя частями русского народа.

– Вы говорили, что большая часть наших знаний о Великой Отечественной войне – неправда. Почему?

– Потому что у нас отсутствует общероссийский консенсус и согласие по самым ключевым вопросам недавнего прошлого. Советский Союз – это великое достижение или чудовищная ошибка? Сталин – выдающийся политический менеджер или страшный преступник? Без системы координат никакой объект в пространстве не описывается.


– Но 65 лет со дня окончания войны отпраздновали, и никто не возражал, что это – Победа?

– Да. Но со времени перестройки и до 9 Мая этого года все юбилеи вели к пересмотру созданной коммунистами фальшивой идеологической картины истории. Появлялась новая информация, новые архивные данные, новые исследования. А к 65-летию Победы этот праздник свободы мысли отменили. Никаких качественно новых публикаций не вышло. Более того, президентский указ о фальсификации истории фактически ввел цензуру на подобный тип исследований.


Молотов и Риббентроп 23 августа 1939 года
– Что же нужно исследовать?

– Возьмем, к примеру, пакт «Молотов-Риббентроп», который за рубежом называют пакт «Гитлер-Сталин». На фоне относительно мирной Европы только Германия и СССР открыто готовились к войне. Немцы со времен Бисмарка сознавали, что им нельзя воевать на два фронта, и союз со Сталиным страховал их от такого поворота событий. А СССР стремился к мировой революции и всемирному коммунизму. Сталин был уверен, что Гитлер после Польши нападет на своих южных и западных соседей и там захлебнется, после чего Красная армия войдет в Европу. Правильная трактовка этого пакта покажет, кто, когда и зачем развязал Вторую мировую войну. Для нашей страны война началась 17 сентября 1939 года, когда Красная армия вошла в Польшу. Нам еще предстоит сделать много новых выводов. Секретный протокол к пакту скрывали полвека. И за это время создали такой гигантский идеологический айсберг, что даже официальная публикация протокола не многое изменила в сознании людей.

– Что еще следует переосмыслить кроме пакта?

– Почему Красная армия, имея колоссальный перевес в боевой технике, так долго отступала. По артиллерии был шестикратный перевес, по танкам и авиации – еще больше. Гитлер в 42-м году разоткровенничался – знай он, сколько у Сталина танков, никогда бы на СССР не напал. К началу войны у Гитлера не было перевеса даже в личном составе. Однако воюют не танки, воюют люди. Я за ту сторону не играю, но не очень удивляет, что после ГУЛАГа и голодомора, после расказачивания и раскулачивания, после жутких репрессий в отношении командного состава РККА народ был в таком состоянии, что за первые месяцы войны в плен попало три миллиона 800 тысяч красноармейцев, причем 200 тысяч сдались по своей инициативе. Есть предвоенные записи высказываний красноармейцев в журналах дежурных: придут немцы – сдамся, не буду воевать, не хочу защищать эту власть. Под Москвой Сталин бросал в бой безоружных ополченцев. Не потому, что оружия не было, а потому, что не доверял народным формированиям. Вдруг против него повернут?

– Но Гитлера под Москвой все-таки остановили.

– Гитлер не знал, что делать с миллионами пленных. Людей неделями держали голодными. В телефильме «Ржев» есть характерный фрагмент: концентрационный лагерь для советских военнопленных. Зима, кругом снег, а за колючей проволокой – черная земля. Им даже воду не давали, и они весь снег съели! Когда эта информация дошла до нас, люди поняли, что «там» еще хуже. Второй фактор – Сталину удалось создать атмосферу сверхдавления, сверхконтроля и страха. Сзади – заградотряд, впереди – штрафбат, а для задумывавшихся о плене был приказ Жукова о преследовании семей сдавшихся. Этот приказ фактически не исполнялся, но зачитывался. И боец знал: если поползет «туда», жене и детям конец. В Первую мировую войну за дисциплинарные нарушения в Русской армии были расстреляны 100 человек, в Великую Отечественную – до миллиона.

– Если бы Гитлер нормально кормил военнопленных, он бы выиграл войну?

– Не знаю. Но расстановка сил была бы другой. Впрочем, Гитлер не случайно уничтожал русских. Славяне, в понимании Гитлера, мало чем отличались от евреев. Но тут возникает еще один вопрос – о Локотьской республике, которая два года существовала на Брянщине. Немецких воинских частей там не было, а было русское самоуправление, предприятия, школы, больницы, театр. И таких образований на оккупированных территориях было несколько. А нам навязывается черно-белая картина: или Гитлер, или Сталин. Но была еще третья сила. Власовцы – это же не фашисты. Это русские, которые пошли на контакт с фашистами, чтобы избавиться от сталинщины.


Парад РОА, 1943 год

– Получается, что Победа в 1945 году была одержана в том числе над теми силами, которые пытались сломить сталинский режим и направить Россию на другой путь?

– Да. После войны у людей была надежда на перемены. Были слухи, что распустят колхозы. Это напоминает ситуацию, когда после победы над Наполеоном произошло восстание декабристов.

– Почему после Великой Отечественной войны не было декабристов?

– Потому что был голод 46–47-го годов. Он был искусственным, ибо голод – эффективный способ контроля над обществом. При голоде люди становятся безропотными. А Сталин усилил репрессии и тут же начал готовиться к третьей мировой. Если атомную бомбу первыми сделали американцы, то водородную, вскоре после смерти вождя, в 1954 году первыми испытали мы.

– Вы назвали власовцев третьей силой. Разве туда шли не из-за страха умереть в плену?

– Я не идеализирую власовское движение. Там были разные люди. Почему вообще появилось власовство? Русских не было ни в 1812 году в составе французской армии, ни в 1914 году в составе германской (исключение – сговор Ленина с немецким генштабом). А во время Великой Отечественной войны под немецкие знамена встал миллион человек! На стороне рейха действовали национальные формирования всех этнических групп, существовавших в СССР, кроме самых малочисленных и, конечно, евреев. Это социальное явление. Великая Отечественная война была не только отечественной, но и гражданской. Огромная масса людей боролась за Россию со Сталиным, а другая часть боролась за Россию без Сталина. Очаги гражданской войны сохранялись до конца 40-х и даже до начала 50-х. Не понимая, что Советское государство – это не Россия, нельзя понять XX век. В войну даже эмиграция была расколота: одни – за СССР, другие – за Гитлера, потому что надеялись, что он уничтожит Сталина. А народ оказался в ситуации, когда он был вынужден спасать режим, не многим лучший оккупационного.

– На Украине героями стали бандеровцы, в Прибалтике – легионеры СС. Почему в России никому не приходит в голову хвастаться, что он воевал у Власова?

– Они понимают, какое давление на них будет оказано. Эти люди есть, и отношение к ним со временем изменится. Не думаю, что они станут героями. Но их поймут. А пока у нас правила формирует власть, а не общество. Обратите внимание, что образ Сталина при каждом правителе менялся: при Сталине был один, при Хрущеве – другой, при Брежневе – третий, при Горбачеве – четвертый, при Ельцине – пятый, при Путине – шестой. История постоянно переписывается, иначе говоря, ее нет. Только великие дореволюционные историки – Ключевский, Соловьев, Карамзин – переиздаются полтора века. Авторы же советских учебников по истории напрочь забыты.

– Вы утверждаете, что Власов не нацист. А почему сейчас в России появились нацисты?

– Власов нацистом не был, и не удивительно, что нынешние нацисты никакого интереса к Власову не проявляют. Причина появления у нас нацистов – идеологический вакуум. Власти не формируют никакой системы ценностей. У тысячелетней России она была – глубинная и абсолютно органичная – православие, собирание земель, общинный коллективизм. На этой основе было создано великое и успешное государство. Потом пришел Советский Союз, который жил по навязанной силой псевдокоммунистической идеологии, и государство рухнуло спустя 70 лет. А сегодня мы живем без всякой идеи. У нас винегрет из шести идентичностей одновременно. Мы – новое издание СССР, и одновременно мы антисоветчики. Мы причисляем Николая II к лику святых и запрещаем юридическое расследование его убийства. Мы грозили Ющенко и Саакашвили, когда они собрались в НАТО. А теперь сами стали западниками – на недавней конференции в Ярославле кремлевские политологи уверяли, что надо сближаться с НАТО. В ситуации абсурда прорастает все самое аморальное.

– Но пропаганда же неустанно долбит, что мы – страна, победившая фашизм. Откуда берутся скинхеды?

– Когда все ценности высмеяны и копировать некого, человек превращает в эталон самого себя и ненавидит всех непохожих. 4 ноября – первый российский праздник, который вернули после 1917 года. Но националистические группировки своими маршами его тут же дискредитировали! Я много лет был в активе гражданского движения и хорошо вижу, где организация выросла снизу, а где – получает поддержку сверху. Нацисты поддержку получают. Они – результат опасной игры привластных группировок, цель которой – борьба с оппонентами.

– Скинхедов, которых судят за убийства людей неславянской внешности, натравливали представители власти?

– Такие группы всегда выходят из-под контроля и начинают делать то, о чем их не просили 
"""Послезавтра""

Коментарі

  1. Со многим могла бы поспорить, но читать было необыкновенно интересно. Спасибо!

    ВідповістиВидалити
  2. Время постепенно освободит историю от власти над ней политической конъюнктуры. И мы освободимся от большинства мифов о II мировой. Многие из нас смотрят на историю, как на черное или белое. Но жизнь всегда многогранна...

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар