Українські види на світлинах Сергія Михайловича Прокудіна–Горского. Початок ХХ ст.

Село на берегу реки

Махровые маки

Поле маков

Полевые маки

Махровые маки






Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной
стены перед парадным входом. Таврическая губерния
Ласточкино гнездо. Таврическая губерния
Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863–1944)
На протяжении 1909–19012 гг., а затем в 1915 г. Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863–1944) фотографировал наиболее интересные явления общественной жизни, культурные памятники, заводы, мосты, интересные типажи — все то, что, по его мнению, могло представить интерес для потомков.

Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин–Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Прокудин–Горский придумал свою схему передачи цветовой палитры: фотосъемка одного и того же объекта производилась три раза, через разные цветовые фильтры (красный, зеленый и синий). Каждый фильтр пропускал только определенный диапазон спектра. В результате после проявки на каждой пластине оказывалась запечатленной только своя часть спектра. После проявки на каждой фотографической пластине оказывалось черно-белое представление одного из трех цветов. Затем, используя систему проекции света с теми же самыми тремя фильтрами, он показывал эти изображения в цветном варианте на диапозитивах на лекциях.

В 1918 г. Прокудин–Горский уехал из России, выполнив 1906 фотографий в цвете и около 600 черно-белых фотографий.

В 1944 г. Сергей Михайлович Прокудин–Горский умер в Париже, а в 1948 г. пластины были куплены у его наследников библиотекой конгресса США. С тех пор пластины хранятся там.

Несколько лет назад пластины были отсканированы и выложены в Internet для свободного доступа. Это является правомерным шагом, так как после смерти их владельца прошло более 50 лет, и все авторские права на них принадлежат общественности. Все три цветовых компонента хранятся в одном файле в формате TIFF с глубиной цвета 16 бит. Первую треть файла занимает цветовая компонента синего цвета, вторую — зеленого, и третью — красного цвета. Общий размер файла составлял около 75М. Размер одной цветовой составляющей в пикселях составляет около 3500 по ширине и высоте.

Качество отсканированных изображений достаточно высоко, чтобы использовать их в печати. Поэтому в Издательстве Белорусского Экзархата было принято решение скачать все файлы, совместить изображения и издать серию альбомов под предположительным названием «Цвета Российской империи». Примерно через полтора года все изображения были скачаны Издательством.

Окраска каждой цветовой компоненты фотографии в соответствующий цвет и механическое совмещение не дает хорошего результата, так как составляющие сдвинуты относительно друг друга. Нужен такой метод совмещения, который бы учитывал искажения цветовых компонент. Данная дипломная работа описывает такой алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений.

Коментарі