14 июля 1941: дебют «Катюши». «Катюша» — так ласково звали боевые машины реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31.

Благодаря этому дню появились легендарные «Катюши»
Победно стартовав на дорогах Второй мировой, «Катюши» совершенствовались и превратились в РСЗО БМ-14 и БМ-21 — установки «Град».

Работы по рождению «Катюш» начались в 1921 году с разработки реактивных снарядов на основе изобретенного за 5 лет до этого желатинового пороха. Поначалу снаряды использовались с воздуха — на истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках. А в 1938-41 годах конструкторы РНИИ предложили многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовике!

Постановление о серийном производстве БМ-13, стреляющих 132-миллиметровыми зарядами, было подписано за пару часов до войны. 26 июня 1941 года Воронежским заводом имени Коминтерна на шасси ЗИС-6 были собраны первые две «тринадцатки» и отправлены своим ходом в Москву. За ними двинулись следующие.

Премьера состоялась 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Флерова произвела из семи пусковых установок два залпа по железнодорожной станции Орша в Белоруссии. Участник тех событий писал: «Никакой спецподготовки по использованию реактивной артиллерии ни офицеры, ни номера боевых расчетов батареи не имели. Большинство из нас вообще не представляло природу реактивного движения». Знакомство с ракетным оружием ограничилось тремя занятиями по устройству матчасти, боеприпасов и общим приемам обращения с ними. На прощанье руководитель разработчиков, указав на большой деревянный ящик, укрепленный на подножке боевой машины предупредил: «Вы, вероятно, думаете, что этот ящик предназначен для инструмента водителя или для каких-либо аналогичных целей. Ничего подобного. При отправке вас на фронт мы набьем этот ящик толовыми шашками и поставим пиропатрон, чтобы при малейшей угрозе захвата врагом можно было подорвать и установку, и снаряды».

«Катюши» привели в состояние шока и Абвер, и Вермахт. Тогда появилось двустишие: «Выходила на берег «Катюша» — оставляла от фашистов уши».

А в 1942-м по фашистам уже стреляли снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. Сначала установка монтировалась на шасси грузовика, а затем БМ-ки пересели на американские шасси «Студебеккеров». Кстати, БМ-31-12 величали «Андрюшами». По части прозвищ фантазия работала: немецкие установки залпового огня наши солдаты называли «Ванюшами». Гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу именовали «Раисой Сергеевной», расшифровывая РС — реактивный снаряд.

Версий, почему осталась именно «Катюша», существует несколько. Одни считали истоком одноименную песню Блантера на слова Исаковского. Она, действительно, как будто рассказывала о первом обстреле фашистов с высокой крутой горы прямой наводкой. Хотя на самом деле песня появилась еще до войны и запуска в жизнь боевых «Катюш». Еще один вариант названия связан с индексом «К» на корпусе машины. Эту букву ставили воронежские заводчане-коминтерновцы на всей своей продукции. А фашисты же именовали эти машины «сталинскими оргАнами» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рева, который производился при запуске ракет.

 
Джерело: Елена Гребенникова, "Сегодня"

Коментарі