Все, что вы хотели знать про СССР ("cyberpresse.ca", Канада)

Раньше, юный читатель, была (скорее всего, неизвестная тебе) эпоха, когда мир был разделен надвое. Длилась она с 1945 по 1989 год, а называли ее холодной войной. Итак, весь мир был разделен на две части: Восток и Запад, коммунизм и свободу, США и СССР.

Что?

Ты спрашиваешь меня, что такое СССР?

Дожили…

Однако прости меня, юный читатель, я вовсе не хотел показаться снисходительным и вгонять тебя в краску: я старею, и моя раздражительность связана скорее с уходом моей молодости, нежели с твоим незнанием истории. Кроме того, ты, конечно же, сам все знаешь, так что извини меня за невольный удар по твоему самолюбию…

Короче говоря, СССР был довольно мутной диктатурой. В Кремле, центре его власти, обитало политбюро коммунистической партии – что-то вроде частного клуба, который руководил страной, не отчитываясь перед кем бы то ни было. Чтобы понять СССР, Запад (да, да, Запад – это мы) использовал шпионов. Однако разобраться в делах коммунистической партии было не так уж просто.

Именно для этого и существовала ниспосланная свыше дисциплина – советология. Ее задача состояла в интерпретации того, что происходило в этом страшном СССР с помощью ограниченного набора сведений, которым мы располагали в тот момент. Как говорит «Википедия», речь шла о том, чтобы «читать между строк» то, что происходит внутри советской компартии.

Генерал сухопутных войск без конца улыбается на приеме в посольстве Польши в Москве, где у нас есть шпион? Это значит, что «умеренные», по всей видимости, завоевывают позиции внутри Партии. Или что советская армия создала непобедимый танк. Или что завтра начнется вторжение на Аляску…

Генеральный секретарь компартии Юрий Андропов не присутствовал на ежегодном военном параде на Красной площади в 1983 году? Возможно, он готовит чистку. Или вторжение на Аляску. Или в Партии возник кризис лидерства.

Всем этим я хочу показать вам, что в течение 45 лет советология предоставляла широкие возможности для теорий и измышлений экспертов. Которые, тем не менее, нередко садились в лужу! Судите сами: во время парада 21 ноября 1983 года Андропов был тяжело болен и умер три месяца спустя. Что касается генерала сухопутных войск, он улыбался, потому что его любовница привезла сексуальное белье из ФРГ…
 
Патрик Лагасе (Patrick Lagacé)
Оригинал публикации: De Youri Andropov à Gary Bettman
публиковано: 02/02/2011

Коментарі

Дописати коментар